Обеспечение учащегося учебниками

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл.
Путеводной нитью УМК «Музыка» (1-4 классы) является опора на отечественную музыкальную культуру, стремление ввести ребенка в огромный мир музыки «от родного порога». Именно эта установка повлияла на подбор песенного материала, среди которого русские народные игры и песни, музыка православной церкви, творчество выдающихся русских композиторов – П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова.
Особенностью УМК «Музыка» издательства «Просвещение» является концентрический принцип строения тематизма. Для занятий во 2-4 классах предлагаются 7 концентрических тем, которые учитель может достаточно свободно варьировать, учитывая особенности конкретного класса, а также специфику школы, культуру своего родного края.
Основой структуры конкретного урока, как правило, становится содержательная художественно-педагогическая идея, раскрываемая не в назидательном ключе, но через яркий образ, крылатые фразы. Например, такие как:
- Звучит гармония оркестра
- Настрою гусли на старинный лад
- Наша слава – русская держава!
В них, фактически, «зашифрованы» базовые национальные ценности современного российского образования, обозначенные как фундаментальное ядро ФГОС для начального образования.

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными видами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл.
Завершённая предметная линия УМК по физической культуре написана с соблюдением требований, заложенных в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и предназначена для учащихся 1–4 классов общеобразовательных организаций. Учебник включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях.
Материалы УМК формируют умение планировать распорядок дня (утренняя зарядка, водные и гигиенические процедуры, поход в школу и обратно, учебная деятельность, питание, самостоятельные спортивные занятия, в том числе и совместно со сверстниками, родителями и др.).
Материалы рабочих программ содержат тематическое планирование и перечень материальнотехнического обеспечения уроков физкультуры в начальной школе.
В учебнике последовательно представлены подготовительные и подводящие упражнения по овладению жизненно важными умениями и развитию основных физических способностей (скоростных, силовых, выносливости, координационных, гибкости). В процессе знакомства с текстом учебника (совместно с родителями и затем самостоятельно) дети приобретают начальные сведения о сущности и значении занятий физическими упражнениями, необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать правильную осанку и др.
У учащихся происходит формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
Специальные подразделы учебника «Самоконтроль», «Твои физические возможности» содействуют выработке умения вести контроль и давать оценку личных осваиваемых учебных действий (и действий своих товарищей).
Учебники в электронной форме разработаны ко всем печатным учебникам линии.
Методические рекомендации содержат сведения о планировании и контроле учебновоспитательного процесса, урочных и самостоятельных занятий. В них представлено учебнометодическое обеспечение занятий, которое следует иметь в школе.
В целом УМК служит формированию физической культуры личности учащегося начальной школы.
Особенности линии УМК:
• направлена на содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию учащихся, их успешному обучению;
• формирует первоначальные умения саморегуляции средствами физической культуры;
• помогает учащимся овладевать школой движений;
• помогает развивать координационные и кондиционные способности;
• способствует формированию элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья;
• способствует выработке представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• позволяет сформировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• способствует подготовке учащихся к сдаче нормативов ГТО в начальной школе.

Учебники линии реализуют требования ФГОС основного общего образования и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях. Обновлённые учебники реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.
Особенности линии УМК:
- возвращены учебники С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др. для 8 и 9 классов с полным курсом синтаксиса;
- добавлены новые темы, проектно-исследовательские задания, задания повышенного уровня сложности, парные, групповые задания;
- включены специальные материалы для ознакомления с особенностями употребления языковых средств в речевой практике;
- добавлены новые темы, проектно-исследовательские задания, задания повышенного уровня сложности, парные, групповые задания;
- включены специальные материалы для ознакомления с особенностями употребления языковых средств в речевой практике;
- содержит материал для системного формирования навыков правильного произношения и написания слов, вызывающих затруднения («Пиши правильно», «Произноси правильно»);
- задания и упражнения на формирование лингвистической и коммуникативной компетенций способствуют повышению языковой подготовки учащихся;
- задания повышенной сложности позволяют дифференцировать процесс обучения.
Разнообразные упражнения и творческие задания рабочей тетради соответствуют разделам учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся.
Рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку» содержит дифференцированные задания по всем разделам изучаемого языкового курса и предназначена для обучения школьников, сталкивающихся с трудностями при усвоении учебного материала.
«Проверочные работы» структурированы в соответствии с разделами и темами учебника и предназначены для проверки знаний учащихся по русскому языку.
Сборник «Диктанты и изложения» содержит разнообразный дифференцированный материал по русскому языку для проведения диктантов, изложений, самостоятельных и контрольных работ, а также развивающих сочинений.
Тематические тесты включают тесты, тестовые комплексные задания по всем разделам русского языка.
Диагностические работы позволяют определить результаты освоения текущего материала по русскому языку.
Учебное пособие «Развиваем устную речь» содержит систему заданий и тренингов, направленных на развитие устной речи (слушание и говорение): умений вести диалог, участвовать в полилоге, формулировать вопрос и давать ответ, высказывать собственное мнение.
Дидактические материалы дополняют практическую часть учебников разнообразными упражнениями.
Состав УМК:
- Примерная рабочая программа и методические рекомендации
- Учебник
- Учебник в электронной форме
- Рабочая тетрадь
- Рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку»
- Проверочные работы
- Диктанты и изложения
- Тематические тесты
- Диагностические работы
- Пособие «Развиваем устную речь»
- Дидактические материалы

Учебники линии реализуют требования ФГОС основного общего образования и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях. Обновлённые учебники реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.
Особенности линии УМК:
- возвращены учебники С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др. для 8 и 9 классов с полным курсом синтаксиса;
- добавлены новые темы, проектно-исследовательские задания, задания повышенного уровня сложности, парные, групповые задания;
- включены специальные материалы для ознакомления с особенностями употребления языковых средств в речевой практике;
- добавлены новые темы, проектно-исследовательские задания, задания повышенного уровня сложности, парные, групповые задания;
- включены специальные материалы для ознакомления с особенностями употребления языковых средств в речевой практике;
- содержит материал для системного формирования навыков правильного произношения и написания слов, вызывающих затруднения («Пиши правильно», «Произноси правильно»);
- задания и упражнения на формирование лингвистической и коммуникативной компетенций способствуют повышению языковой подготовки учащихся;
- задания повышенной сложности позволяют дифференцировать процесс обучения.
Разнообразные упражнения и творческие задания рабочей тетради соответствуют разделам учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся.
Рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку» содержит дифференцированные задания по всем разделам изучаемого языкового курса и предназначена для обучения школьников, сталкивающихся с трудностями при усвоении учебного материала.
«Проверочные работы» структурированы в соответствии с разделами и темами учебника и предназначены для проверки знаний учащихся по русскому языку.
Сборник «Диктанты и изложения» содержит разнообразный дифференцированный материал по русскому языку для проведения диктантов, изложений, самостоятельных и контрольных работ, а также развивающих сочинений.
Тематические тесты включают тесты, тестовые комплексные задания по всем разделам русского языка.
Диагностические работы позволяют определить результаты освоения текущего материала по русскому языку.
Учебное пособие «Развиваем устную речь» содержит систему заданий и тренингов, направленных на развитие устной речи (слушание и говорение): умений вести диалог, участвовать в полилоге, формулировать вопрос и давать ответ, высказывать собственное мнение.
Дидактические материалы дополняют практическую часть учебников разнообразными упражнениями.
Состав УМК:
- Примерная рабочая программа и методические рекомендации
- Учебник
- Учебник в электронной форме
- Рабочая тетрадь
- Рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку»
- Проверочные работы
- Диктанты и изложения
- Тематические тесты
- Диагностические работы
- Пособие «Развиваем устную речь»
- Дидактические материалы

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача
подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной
интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные,
творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора
развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность
принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Приоритетной целью современного российского образования становится не
репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а
полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно
очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать
процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер,
ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные
действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы
деятельности», «надпредметные действия».
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на
ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность
являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных
технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача
внедрения нового образовательного стандарта.
Требования к результатам
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом..
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуаль-
ное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззре-
ния, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитиче-
ского мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания ав-
торской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произ-
ведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, ос-
новных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
Я третий год работаю по УМК Г.С. Меркина.
Данная Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Особенности УМК Г.С. Меркина по литературе (5-8 классы)
1. Содержание учебников соответствует стандарту основного общего образования по литературе.
2. Автор учитывает возрастные особенности учащихся при отборе материала.
3. Учебник Г.С. Меркина структурирован с учетом тематических линий стандарта, которые простраиваются от эпохи к эпохе, от писателя к писателю.
4. Особенностью данного УМК является его сквозная логика движения материала.
5. Особое внимание автор учебника уделяет национальной литературе и региональному компоненту, т. е. литературному краеведению.
6. Хорошо представлена зарубежная литература.
7. Большое внимание в учебниках уделено развитию представления о межпредметных связях.
8. В учебниках литературы (5-8 кл.) Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект, более отчетливо намечен диалог времен и культур. (например, легенда о Китеже в интерпретации писателей XX века, сравнение нартского эпоса и одного из сюжетов «Одиссеи», сопоставление описания степи в «Тарасе Бульбе» и в чеховской одноименной повести).
В УМК Г.С. Меркина произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс последовательно. В них даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). Здесь представлены сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста.
Данные учебники способствуют формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, выявлению подтекста, пониманию особенностей художественного образа; формированию речевых умений — умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, помогают расширить представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение обучающихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
Преподавание литературы в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников.
Важнейшими умениями, которые формируются и развиваются в 5—9 классах, являются следующие:
— правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений;
— выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
— осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
— определение принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
— обоснование своего суждения, составление характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;
— выявление роли героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
— составление простого и сложного плана изучаемого произведения;
— объяснение роли художественных особенностей произведения и работа со справочным аппаратом учебника;
— владение монологической и диалогической речью, подготовка сообщения, доклада, реферата;
— составление письменного ответа на вопросы, написание сочинения на литературную и свободную темы;
— выявление авторского отношения к героям, сопоставление высказываний литературоведов, формулирование выводов;
— высказывание собственного суждения об иллюстрациях;
— сопоставление произведений разных видов искусства, написание сочинения по картине.
Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочтения произведения, учитель формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. («Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гёте.)
Так в 5 классе при работе по УМК Г.С. Меркина осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения) к систематическому курсу литературы. Одной из приоритетных задач изучения литературы является формирование эстетического идеала, развитие художественного вкуса. Основной составляющей урока литературы должна быть мировоззренческая проблема. Понимание сложных нравственных категорий происходит при обсуждении следующих тем: «Гуманистическая направленность в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина» Для ребят ставятся задачи выявления народной основы сказки, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств. На уроке проводится лексическая работа со словами кротость, целомудрие. Дети говорят, что кротость – это спокойствие, доброта. Целомудрие – чистота. Следующая тема: «Любовь как высшая нравственная основа рассматривается на примере произведений М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», здесь благодатное слияние с природой и целым миром вызывает у лирического героя состояние внутренней просветленности. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром; Ф.И. Тютчев «Весенние воды», стихотворение наполнено поэтическим чувством радости, возникающим от осознания бесконечности жизни; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», обновление и возрождение природы весной вызывают желание слиться с весенним днем, созерцание природы пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; А.А. Фет «Чудная картина…», лирический герой ощущает единство и даже слияние с природой. В рассказе В.Г. Распутина «Век живи – век люби» показано утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания. Тема семейной традиции и влияние на формирование личности раскрывается в произведении А.П. Платонова «Никита», автор показывает мир глазами ребенка, мальчик понимает, что отца нет и трудодень – это спасение для него и для мамы. Отец вернулся. «Днем отец стругал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе, а Никите он тоже дал работу – выпрямлять молотком кривые гвоздики…
- Давай все трудом работать, и все живые будут.
- Давай, сынок, - согласился отец. Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».
Преподавание литературы в 5-9 классах УМК Г.С. Меркина ориентировано прежде всего на формирование интереса к личности писателя и к изучаемым произведениям; установление связи между мировоззрением автора и его творчеством.
К урокам, посвященным изучению фактов биографии писателя, учащиеся готовят индивидуальные сообщения в жанре художественно – биографического рассказа, составляют пересказ, тезисный или цитатный план статьи учебника. Эти уроки включают экскурсии в режиме слайдовых презентаций по галерее портретов, памятным местам А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.
Итогом работы является составление диалога по теме урока на основе материалов рефлексивной таблицы, заполнение которой предусмотрено в ходе прослушивания сообщений учителя или учащихся, а чаще всего и учителя, и учеников.
Отличительная особенность УМК Г.С. Меркина еще и в том, что все произведения должны быть прочитаны заранее. Анализ произведения – это центральный этап в работе над монографической темой, основное внимание уделяется непосредственно тексту, изучению его художественных особенностей.
На этапе анализа текста происходит лексическая работа, помогающая пополнить словарный запас школьников. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» проводится работа со словами однозвучный, долгий, родной. При изучении творчества Н.А. Некрасова ребята объясняют значение слов вестимо, вирши, мякина, чухна.
Учащиеся записывают определение нравственно-эстетических понятий в рабочую тетрадь. Такая работа ориентирована на формирование умения видеть в литературе отражение объективной действительности, собственного отношения к авторскому эстетическому идеалу, а также умения соотнести идеал писателя со своим представлением о прекрасном в жизни, природе, человеке.
На уроках, посвященных анализу басни, говорится об особенностях жанра: отчетливое выделение двух частей – сюжета и морали, условность, аллегоричность образной системы, противостояние идей в основе конфликта. При изучении темы «И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» перед учениками ставится задача научиться выразительно читать басни в лицах наизусть. Кроме этого ребята должны знать, в чем проявляется иносказательный смысл басен. Проводится лексическая работа со словом лицемерие. Учащимся предоставляется свобода выбора заучивания понравившейся басни, так выявляется читательский интерес.
При анализе рассказа мы с ребятами оговариваем детали-символы в описании пейзажа, портрета, интерьера, ведущий эмоциональный тон, позволяющий воссоздать атмосферу внутренней жизни героя в данный момент, характер сюжетной развязки. Определяем роль в повествовании описаний, диалогов действующих лиц, говорим об особенностях характера героя, определить функцию второстепенных и эпизодических персонажей в повествовании. При анализе рассказа А.П. Платонова «Никита» предлагаю самостоятельную исследовательскую работу с текстом, лексическая работа ведется со словами трудодень, просо, щербатый, ощериться, буду век вековать. Ребята заполняют правую часть таблицы по пунктам: пустая бочка, колодец, две земляные норы, старый пень, стол, банька. При подведении итога урока ученики отвечают, в каких словах емко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова «Никита». Они говорят: «Давайте все трудом работать, и все живые будут»
Анализ поэтического текста имеет специфические особенности, обусловленные эмоциональной реакцией, вызванной чтением текста, и обращением к изобразительным средствам.
Особое направление работы на уроке литературы в рамках данной системы уроков – формирование историко – культурной эрудиции учеников, начиная с 5 класса. Индивидуальные и групповые задания ориентированы на формирование системы исторических знаний и взглядов, позволяющих оценить авторскую позицию. В данном УМК система работы ориентирована на реализацию межпредметных связей литературы, музыки и изобразительного искусства. На уроках изучения биографии писателя учащиеся обращаются к произведениям изобразительного искусства.
На уроках литературы происходит развитие письменной речи школьников в ходе создания высказываний на заданную тему. Этому способствуют следующие задания: написать словарную статью, смешной рассказ о случае из жизни, рассказ по пословице, которой можно завершить свой рассказ, записку или письмо шуточного содержания, сказку, басню, сочинение от лица участника события, сочинение – размышление. Ребятам нравится такой вид работы. Они с удовольствием читают свои произведения. На уроке мы дорабатываем их сочинения. Такие уроки проходят весело и интересно. В УМК Г.С. Меркина 5-9 классы основными видами деятельности учителя и учащихся на уроках литературы являются работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассоциативных рядов, презентация книг, заполнение рефлексивных таблиц, создание слайдовых презентаций, заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателей, художественный пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям и чтение наизусть, составление цитатных и тезисных планов, конструирование диалогов на основе материалов учебника, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, работа с портретами писателей, иллюстрациями, устное словесное рисование, викторины по творчеству писателя.
Данные направления работы по УМК Г.С. Меркина в 5-9 классах содействуют формированию духовно развитой личности, развитию эстетических и творческих способностей учащихся, воспитанию интереса к научной деятельности, повышению уровня учебной мотивации.
Программа 5—9 классов учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе; опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных произведений, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Любовь к России и человеку — вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность. Аннотации к разделам программы соответствуют общей концепции курса и призваны сориентировать учителя в проблематике изучаемых произведений, выделить то главное, что составляет их идейно-эстетическую значимость.
В целом представленная программа литературного образования в 5—9 классах адресована ученику современной общеобразовательной школы, человеку ХХI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
Как учитель должен осуществлять преподавание литературы в условиях перехода на новый стандарт?
- Бороться за юного читателя;
- Осмысливать литературу в контексте национальной культуры;
- Уделять внимание проблеме диалога культур, к литературе народов России;
- Осваивать новые технологии для достижения «старых» целей: воспитание сердца и образование разума как единство.
Жизнь не стоит на месте, новые образовательные Стандарты вносят корректировку в учебный процесс по литературе. Такие изменения предстоят и УМК Г.С. Меркина.
Вот направления доработки УМК по литературе Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9 класс)
- Корректировка содержания в связи с Примерной программой
- Развитие межпредметных связей (цветная вклейка; методическое сопровождение)
- Доработка методического аппарата:
- формирование универсальных учебных действий(познавательных, регулятивных, коммуникативных)
- усиление личностной направленности заданий по осмыслению проблематики произведений.
* Учет требований современной информационной среды

УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing” , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. Данный учебник включен в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ.
УМК по английскому языку Spotlight отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы.
Анализируемый УМК «Английский в фокусе 2 - 4» Н.И.Быкова, Дж.
Дули, Express Publishing, Просвещение, 2012, предназначен для 2 - 4 классов и рассчитан на 2 часа в неделю.
Основные особенности УМК данного этапа обучения:
-
Наличие полного методического комплекта;
-
Обучение построено на основе простых реальных речевых ситуаций
общения;
-
Учитываются возрастные, типологические и психологические особенности младших школьников. Богатое воображение маленьких учеников успешно используются при работе на уроках с УМК «Английский в фокусе». Неотъемлемая часть уроков — разыгрывание диалогов, исполнение песен и рифмовок, постановка пьес. Каждый уровень этого УМК предлагает готовые пьесы, постепенно усложняющиеся, но неизменно интересные детям. В УМК предусмотрены задания, позволяющие использовать все каналы восприятия. Для детей-визуалов предоставлены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника и рабочей тетради, раздаточный материал, плакаты и видеофильмы. Большинство текстов записано на диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей-аудиалов. Для детей-кинестетиков предлагаются песни и рифмовки, сопровождающиеся движениями. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс эффективно усвоить большую часть информации. При этом всем детям обеспечивается гармоничное развитие всех видов восприятия.
-
Учащиеся активно вовлечены в процесс обучения (говорят, слушают, читают и пишут в рамках одного урока);
УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing” , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. Данный учебник включен в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ.
УМК по английскому языку Spotlight отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы.
Анализируемый УМК «Английский в фокусе 2 - 4» Н.И.Быкова, Дж.
Дули, Express Publishing, Просвещение, 2012, предназначен для 2 - 4 классов и рассчитан на 2 часа в неделю.
Основные особенности УМК данного этапа обучения:
-
Наличие полного методического комплекта;
-
Обучение построено на основе простых реальных речевых ситуаций
-
общения;
-
Учитываются возрастные, типологические и психологические особенности младших школьников. Богатое воображение маленьких учеников успешно используются при работе на уроках с УМК «Английский в фокусе». Неотъемлемая часть уроков — разыгрывание диалогов, исполнение песен и рифмовок, постановка пьес. Каждый уровень этого УМК предлагает готовые пьесы, постепенно усложняющиеся, но неизменно интересные детям. В УМК предусмотрены задания, позволяющие использовать все каналы восприятия. Для детей-визуалов предоставлены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника и рабочей тетради, раздаточный материал, плакаты и видеофильмы. Большинство текстов записано на диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей-аудиалов. Для детей-кинестетиков предлагаются песни и рифмовки, сопровождающиеся движениями. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс эффективно усвоить большую часть информации. При этом всем детям обеспечивается гармоничное развитие всех видов восприятия.
-
Учащиеся активно вовлечены в процесс обучения (говорят, слушают, читают и пишут в рамках одного урока);
-
Формируются способности к ведению диалога культур. Учащиеся знакомятся со странами изучаемого языка;
-
Учебники обеспечивают возможности для формирования умений использовать в устно-речевом общении основные грамматические явления изучаемого языка, читать, понимать и извлекать необходимую информацию, вести диалог с соблюдением правил речевого этикета, делать сообщения, обсуждать тематику прочитанного, писать личные письма, представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка;
-
Данное УМК — это единая дидактическая система. Красочный материал учебников (Spotlight-2 - 4) и рабочих тетрадей подобран грамотно, соответствует возрасту и интересам учащихся младшего школьного возраста. Лексический материал усваивается детьми легко благодаря песенкам, диалогам, рифмовкам. Каждая песенка – это музыкальный спектакль со своим действием и оформлением. Урок каждый раз "оживает”, т.к. его содержанием становятся события, касающиеся жизни самих учащихся – День рождения, любимые игрушки, моя семья, моя
-
Осуществляется деятельностный подход (формулировка учебных задач содержит указание на речевой продукт, ожидаемый от учащихся);
-
Создание комфортной атмосферы на уроке благодаря четкой структуре учебника и наличию справочных материалов ;
-
Обеспечивается возможность для систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела;
-
Удовлетворяет и качество иллюстративного материала, дизайн.

Учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык» / «English» (авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П., Перегудова Э.Ш. и др.) предназначен для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. УМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. УМК разработан для общеобразовательных школ, в которых на изучение английского языка в средней школе отводится 105 учебных часов в год (3 часа в неделю). УМК по английскому языку Кузовлева В.П. и др. прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. УМК выпускает издательство «Просвещение».
УМК линии «Английский язык» / «English» Кузовлева В.П. и др. обеспечивают:
- две модели обучения: 2-11 классы и 5-11 классы;
- преемственность между начальной и средней школой;
- успешную подготовку к ЕГЭ.
Отличительной особенностью комплектов является выдвижение на первый план воспитательного, познавательного и развивающего аспектов обучения языку, что обеспечивает индивидуализацию обучения. В комплектах реализуются комплексный и социокультурный подходы к обучению.
Для 5 класса изданы два вида УМК: первый год обучения и четвертый год обучения.
УМК «English-5» (1-й год обучения) издается с 2004 года и входят в серию «Академический школьный учебник». Содержание учебника было обновлено, учтены пожелания учителей и рекомендации методистов.
УМК «English-5» (4-й год обучения) предназначен учащимся, которые начали изучение английского языка со 2 класса по учебникам «English 2-4» Кузовлева В.П., Лапы Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др., повторяет оформление линии для 2-4 классов. УМК издается с 2006 года, переработан в 2011 году в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2010г.
Учебники курса «English» Кузовлева В.П. и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).
Состав УМК «English» для 5-9 классов:
- Учебник + электронное приложение (на сайте издательства). 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Рабочая тетрадь. 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Книга для чтения. 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Контрольные задания + электронное приложение (на сайте издательства). 5, 6, 7 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Симкин В.Н., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.
- Подготовка к итоговой аттестации. Контрольные задания + электронное приложение (на сайте издательства) или CD. 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Симкин В. Н.
- Книга для учителя. 5 (4-й годы обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Бухарова И.Е., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Рабочие программы. 5-9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.
Материал учебника английского языка Кузовлева В.П. и др. позволит развить языковые способности и учебные умения школьников, обогатить их духовный мир и повысить интеллектуальный уровень. Учебный курс отличают: направленность на развитие личности учащегося, комплексный подход к обучению четырем видам речевой деятельности, полиаспектный характер упражнений, направленность на познание англоязычной культуры в соотнесении с родной культурой. Учебник с 2011 г. выходил в комплекте с электронным приложением на CD. Электронное приложение, разработанное совместно с ABBYY, содержалот: аудиокурс для занятий дома в формате mp3; учебно-игровую программу для быстрого запоминания слов; электронные словари (англо-русский и русско-английский). Диск можно было использовать на компьютере, mp3-плеере и любых аудиосистемах, поддерживающих воспроизведение файлов формата mp3. С 2015 г. электронное приложение можно скачать на сайте издательства.
Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации материала учебника. Многие упражнения в рабочей тетради построены на материале о России, что позволит учащимся глубже осознать особенности родной культуры. Содержание Рабочей тетради разбито на циклы, каждый из которых соотносится с соответствующим циклом Учебника. Упражнения из Рабочей тетради могут выполняться как в классе, так и дома.
Книга для чтения является неотъемлемым компонентом УМК. Книга для чтения для 5 класса содержит упражнения для обучения чтению по транскрипции, правилам чтения, а также аутентичные тексты для развития различных умений читать. В книгах для чтения для 6-9 классов представлены материалы для чтения в классе и самостоятельного чтения дома, русско-английский словарь, список имен собственных и географических названий. В них включены отрывки из произведений классиков детской литературы и наиболее популярных современных авторов, таких, как: B. Stoker, Jerome K. Jerome, Louisa M. Alcott, A. Conan Doyle, A. Christie, J.D. Salinger, W. Saroyan, J. Grisham, R. Dahl и др. Аутентичные тексты представляют собой короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, статьи из журналов, газет, письма разного характера, рекламные объявления, комиксы. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать.
Контрольные задания с электронным приложением (на сайте издательства) для 5, 6, 7 классов содержат контрольные измерительные материалы в тестовых форматах для оценки уровня сформированности языковых навыков и речевых умений школьников по окончании каждой четверти, а также итоговые контрольные задания (final test) в конце года.
Для учащихся 8 и 9 классов выпущены учебные пособия «Подготовка к итоговой аттестации. Контрольные задания» с электронным приложением.
Книга для учителя предлагает методические рекомендации по организации процесса коммуникативного обучения английскому языку. Тексты книг для учителя можно найти на сайте издательства «Просвещение».
Рабочая программа курса английского языка Кузовлева В.П. и др. составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит описание целей обучения, характеристики учебного курса, личностных, метапредметных и предметных результатов освоения данного курса, а также тематическое планирование к данному курсу. Программа призвана оказать помощь учителю в организации процесса обучения английскому языку в 5-9 классах.
Три фильма по обучению чтению «Технология коммуникативного иноязычного образования. Технология взаимосвязанного обучения произношению и чтению по транскрипции» (5 класс), «Технология коммуникативного иноязычного образования. Обучение чтению по правилам» (5 класс) и «Коммуникативная технология формирования речевых грамматических навыков» (6 класс) можно посмотреть на сайте издательства «Просвещение».

Учебники для 1–4 классов созданы в соответствии с Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, и предназначены для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Основные содержательные линии программы для 1–4 классов соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Курс русского языка как родного обеспечивает воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Особенности линии УМК
Во всех учебниках выделяются три раздела, соответствующие содержательным линиям примерной программы:
- Русский язык: прошлое и настоящее;
- Язык в действии;
- Секреты речи и текста.
УМК для 1-4 классов знакомит младших школьников с первыми фактами из истории языка, расширяя их речевую практику; закладывает основы понимания родного языка как духовной и культурной ценности народа; способствует совершенствованию коммуникативных умений и развитию языковой интуиции.
Состав УМК
- Русский родной язык. 1 класс.
- Русский родной язык. 2 класс.
- Русский родной язык. 3 класс.
- Русский родной язык. 4 класс.

Содержание учебников направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней; на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороны существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Особенности линии УМК
Курс русского языка как родного не дублирует содержание основного курса русского языка и имеет преимущественно практико-ориентированный характер. Разделы учебников ("Язык и культура", "Культура речи", "Речь. Текст") соотносятся с основными содержательными линиями курса "Русский язык". Работа с учебниками обеспечивает воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Состав УМК
- Русский родной язык. 5 класс.
- Русский родной язык. 6 класс.
- Русский родной язык. 7 класс.
- Русский родной язык. 8 класс.
- Русский родной язык. 9 класс.

Линия УМК предназначена для изучения физической культуры в 5-9 классах.
Учебно-методические комплексы переработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, примерными программами по предмету «Физическая культура» и рабочими программами В.И. Ляха, а также основными положениями Федерального закона «О физической культуре и спорте».
Учебный материал комплексов направлен на развитие основных физических качеств и приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Описание упражнений для развития силы, выносливости, ловкости, скорости даются с учетом возраста и индивидуальных возможностей учащихся.
Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».