- Автор
- Г.С.Меркин
- Класс
- 5-9 класс
- Предмет
- Литература
- Издательство
- Русское слово
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача
подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной
интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные,
творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора
развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность
принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Приоритетной целью современного российского образования становится не
репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а
полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно
очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать
процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер,
ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные
действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы
деятельности», «надпредметные действия».
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на
ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность
являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных
технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача
внедрения нового образовательного стандарта.
Требования к результатам
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом..
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуаль-
ное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззре-
ния, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитиче-
ского мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания ав-
торской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произ-
ведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, ос-
новных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
Я третий год работаю по УМК Г.С. Меркина.
Данная Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Особенности УМК Г.С. Меркина по литературе (5-8 классы)
1. Содержание учебников соответствует стандарту основного общего образования по литературе.
2. Автор учитывает возрастные особенности учащихся при отборе материала.
3. Учебник Г.С. Меркина структурирован с учетом тематических линий стандарта, которые простраиваются от эпохи к эпохе, от писателя к писателю.
4. Особенностью данного УМК является его сквозная логика движения материала.
5. Особое внимание автор учебника уделяет национальной литературе и региональному компоненту, т. е. литературному краеведению.
6. Хорошо представлена зарубежная литература.
7. Большое внимание в учебниках уделено развитию представления о межпредметных связях.
8. В учебниках литературы (5-8 кл.) Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект, более отчетливо намечен диалог времен и культур. (например, легенда о Китеже в интерпретации писателей XX века, сравнение нартского эпоса и одного из сюжетов «Одиссеи», сопоставление описания степи в «Тарасе Бульбе» и в чеховской одноименной повести).
В УМК Г.С. Меркина произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс последовательно. В них даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). Здесь представлены сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста.
Данные учебники способствуют формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, выявлению подтекста, пониманию особенностей художественного образа; формированию речевых умений — умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, помогают расширить представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение обучающихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
Преподавание литературы в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников.
Важнейшими умениями, которые формируются и развиваются в 5—9 классах, являются следующие:
— правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений;
— выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
— осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
— определение принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
— обоснование своего суждения, составление характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;
— выявление роли героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
— составление простого и сложного плана изучаемого произведения;
— объяснение роли художественных особенностей произведения и работа со справочным аппаратом учебника;
— владение монологической и диалогической речью, подготовка сообщения, доклада, реферата;
— составление письменного ответа на вопросы, написание сочинения на литературную и свободную темы;
— выявление авторского отношения к героям, сопоставление высказываний литературоведов, формулирование выводов;
— высказывание собственного суждения об иллюстрациях;
— сопоставление произведений разных видов искусства, написание сочинения по картине.
Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочтения произведения, учитель формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. («Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гёте.)
Так в 5 классе при работе по УМК Г.С. Меркина осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения) к систематическому курсу литературы. Одной из приоритетных задач изучения литературы является формирование эстетического идеала, развитие художественного вкуса. Основной составляющей урока литературы должна быть мировоззренческая проблема. Понимание сложных нравственных категорий происходит при обсуждении следующих тем: «Гуманистическая направленность в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина» Для ребят ставятся задачи выявления народной основы сказки, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств. На уроке проводится лексическая работа со словами кротость, целомудрие. Дети говорят, что кротость – это спокойствие, доброта. Целомудрие – чистота. Следующая тема: «Любовь как высшая нравственная основа рассматривается на примере произведений М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», здесь благодатное слияние с природой и целым миром вызывает у лирического героя состояние внутренней просветленности. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром; Ф.И. Тютчев «Весенние воды», стихотворение наполнено поэтическим чувством радости, возникающим от осознания бесконечности жизни; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», обновление и возрождение природы весной вызывают желание слиться с весенним днем, созерцание природы пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; А.А. Фет «Чудная картина…», лирический герой ощущает единство и даже слияние с природой. В рассказе В.Г. Распутина «Век живи – век люби» показано утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания. Тема семейной традиции и влияние на формирование личности раскрывается в произведении А.П. Платонова «Никита», автор показывает мир глазами ребенка, мальчик понимает, что отца нет и трудодень – это спасение для него и для мамы. Отец вернулся. «Днем отец стругал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе, а Никите он тоже дал работу – выпрямлять молотком кривые гвоздики…
- Давай все трудом работать, и все живые будут.
- Давай, сынок, - согласился отец. Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».
Преподавание литературы в 5-9 классах УМК Г.С. Меркина ориентировано прежде всего на формирование интереса к личности писателя и к изучаемым произведениям; установление связи между мировоззрением автора и его творчеством.
К урокам, посвященным изучению фактов биографии писателя, учащиеся готовят индивидуальные сообщения в жанре художественно – биографического рассказа, составляют пересказ, тезисный или цитатный план статьи учебника. Эти уроки включают экскурсии в режиме слайдовых презентаций по галерее портретов, памятным местам А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.
Итогом работы является составление диалога по теме урока на основе материалов рефлексивной таблицы, заполнение которой предусмотрено в ходе прослушивания сообщений учителя или учащихся, а чаще всего и учителя, и учеников.
Отличительная особенность УМК Г.С. Меркина еще и в том, что все произведения должны быть прочитаны заранее. Анализ произведения – это центральный этап в работе над монографической темой, основное внимание уделяется непосредственно тексту, изучению его художественных особенностей.
На этапе анализа текста происходит лексическая работа, помогающая пополнить словарный запас школьников. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» проводится работа со словами однозвучный, долгий, родной. При изучении творчества Н.А. Некрасова ребята объясняют значение слов вестимо, вирши, мякина, чухна.
Учащиеся записывают определение нравственно-эстетических понятий в рабочую тетрадь. Такая работа ориентирована на формирование умения видеть в литературе отражение объективной действительности, собственного отношения к авторскому эстетическому идеалу, а также умения соотнести идеал писателя со своим представлением о прекрасном в жизни, природе, человеке.
На уроках, посвященных анализу басни, говорится об особенностях жанра: отчетливое выделение двух частей – сюжета и морали, условность, аллегоричность образной системы, противостояние идей в основе конфликта. При изучении темы «И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» перед учениками ставится задача научиться выразительно читать басни в лицах наизусть. Кроме этого ребята должны знать, в чем проявляется иносказательный смысл басен. Проводится лексическая работа со словом лицемерие. Учащимся предоставляется свобода выбора заучивания понравившейся басни, так выявляется читательский интерес.
При анализе рассказа мы с ребятами оговариваем детали-символы в описании пейзажа, портрета, интерьера, ведущий эмоциональный тон, позволяющий воссоздать атмосферу внутренней жизни героя в данный момент, характер сюжетной развязки. Определяем роль в повествовании описаний, диалогов действующих лиц, говорим об особенностях характера героя, определить функцию второстепенных и эпизодических персонажей в повествовании. При анализе рассказа А.П. Платонова «Никита» предлагаю самостоятельную исследовательскую работу с текстом, лексическая работа ведется со словами трудодень, просо, щербатый, ощериться, буду век вековать. Ребята заполняют правую часть таблицы по пунктам: пустая бочка, колодец, две земляные норы, старый пень, стол, банька. При подведении итога урока ученики отвечают, в каких словах емко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова «Никита». Они говорят: «Давайте все трудом работать, и все живые будут»
Анализ поэтического текста имеет специфические особенности, обусловленные эмоциональной реакцией, вызванной чтением текста, и обращением к изобразительным средствам.
Особое направление работы на уроке литературы в рамках данной системы уроков – формирование историко – культурной эрудиции учеников, начиная с 5 класса. Индивидуальные и групповые задания ориентированы на формирование системы исторических знаний и взглядов, позволяющих оценить авторскую позицию. В данном УМК система работы ориентирована на реализацию межпредметных связей литературы, музыки и изобразительного искусства. На уроках изучения биографии писателя учащиеся обращаются к произведениям изобразительного искусства.
На уроках литературы происходит развитие письменной речи школьников в ходе создания высказываний на заданную тему. Этому способствуют следующие задания: написать словарную статью, смешной рассказ о случае из жизни, рассказ по пословице, которой можно завершить свой рассказ, записку или письмо шуточного содержания, сказку, басню, сочинение от лица участника события, сочинение – размышление. Ребятам нравится такой вид работы. Они с удовольствием читают свои произведения. На уроке мы дорабатываем их сочинения. Такие уроки проходят весело и интересно. В УМК Г.С. Меркина 5-9 классы основными видами деятельности учителя и учащихся на уроках литературы являются работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассоциативных рядов, презентация книг, заполнение рефлексивных таблиц, создание слайдовых презентаций, заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателей, художественный пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям и чтение наизусть, составление цитатных и тезисных планов, конструирование диалогов на основе материалов учебника, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, работа с портретами писателей, иллюстрациями, устное словесное рисование, викторины по творчеству писателя.
Данные направления работы по УМК Г.С. Меркина в 5-9 классах содействуют формированию духовно развитой личности, развитию эстетических и творческих способностей учащихся, воспитанию интереса к научной деятельности, повышению уровня учебной мотивации.
Программа 5—9 классов учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе; опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных произведений, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Любовь к России и человеку — вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность. Аннотации к разделам программы соответствуют общей концепции курса и призваны сориентировать учителя в проблематике изучаемых произведений, выделить то главное, что составляет их идейно-эстетическую значимость.
В целом представленная программа литературного образования в 5—9 классах адресована ученику современной общеобразовательной школы, человеку ХХI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
Как учитель должен осуществлять преподавание литературы в условиях перехода на новый стандарт?
- Бороться за юного читателя;
- Осмысливать литературу в контексте национальной культуры;
- Уделять внимание проблеме диалога культур, к литературе народов России;
- Осваивать новые технологии для достижения «старых» целей: воспитание сердца и образование разума как единство.
Жизнь не стоит на месте, новые образовательные Стандарты вносят корректировку в учебный процесс по литературе. Такие изменения предстоят и УМК Г.С. Меркина.
Вот направления доработки УМК по литературе Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9 класс)
- Корректировка содержания в связи с Примерной программой
- Развитие межпредметных связей (цветная вклейка; методическое сопровождение)
- Доработка методического аппарата:
- формирование универсальных учебных действий(познавательных, регулятивных, коммуникативных)
- усиление личностной направленности заданий по осмыслению проблематики произведений.
* Учет требований современной информационной среды