МБОУ "Краснополянская ООШ".
Село Красная Поляна, Шебекинский городской округ, Белгородская область.
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Постановление о закреплении территории Шебекинского городского округа за  муниципальными бюджетными общеобразовательными организациями  на 2022- 2023 учебный год    https://shkolakrasnopolyanskaya-r31.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/postanovlenie_307_2022_zakreplterritorii.pdf 

    Закрепленные территории:

    • Село Красная Поляна
    • Хутор Заводцы

    Образец заявления для приема на обучение: 

    Количество свободных мест в 1 классе:

    Уважаемые родители! Порядок зачисления в первый класс:

    Первый этап — с 1 апреля до 30 июня 2022 года. Он предназначен для детей, имеющих внеочередное, первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, проживающих на закрепленной территории. Закрепленная территория — это с. Красная Поляна, с. Заводцы.

    Второй этап — с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября 2022 года. Он предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть в течение этого этапа можно подать заявление в школы другого района. 

    Прием заявлений ведется  с понедельника по пятницу с 13-00 до 15-00 час. 

    Администрация МБОУ «Краснополянская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» напоминает Вам, что работает портал муниципальных услуг, зарегистрировавшись на котором, Вы получите возможность подать заявление о приеме ребенка в школу в электронном виде. Предлагаем воспользоваться сайтом http://www.gosuslugi.ru

    Ответственное лицо: заместитель директора Аншукова Лариса Евгеньевна тел. +7(47248) 64-5-14

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

    Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

    Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

    Общий кругозор

    7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

    • свое имя, фамилию и отчество;
    • свой возраст и дату рождения;
    • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
    • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
    • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
    • страну, в которой живет, и ее столицу;
    • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
    • основные цвета и их оттенки;
    • части тела человека;
    • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
    • профессии, виды спорта;
    • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
    • известные русские народные сказки;
    • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

    Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

    Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

    Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

    • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
    • выделять определенный звук в слове интонацией;
    • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
    • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
    • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
    • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
    • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
    • знать разницу между гласными и согласными звуками;
    • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
    • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
    • составлять рассказ по картинке;
    • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
    • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
    • сказать несколько предложений о заданном предмете;
    • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
    • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
    • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
    • отгадывать загадки.

    Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

    Математика, счет

    Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

    • знать цифры от 0 до 9;
    • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
    • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
    • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
    • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
    • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
    • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
    • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
    • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
    • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

    Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

    Моторика, подготовка руки к письму

    Будущий первоклассник должен уметь:

    • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
    • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
    • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
    • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
    • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
    • писать по образцу печатные буквы;
    • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
    • лепить из пластилина и глины;
    • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

    Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

    Должен ли первоклассник уметь читать?

    Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

    Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

    Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

    В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

    Окружающий мир

    Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

    • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
    • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
    • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
    • знать названия 2-3 комнатных растений;
    • знать названия овощей, фруктов, ягод;
    • иметь представление о различных природных явлениях;
    • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

    Что еще должен уметь будущий первоклассник?

    Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

    Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

    1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
    2. Действовать по образцу.
    3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
    4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
    5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
    6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
    7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
    8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
    9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
    10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
    11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
    12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
    13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
    14. Ориентироваться во времени.
    15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

    Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

    1. Я и моя семья

    — Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
    — Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
    — Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
    — Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
    — Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

    2. Природа

    — Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
    — Назови известные тебе цвета.
    — Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
    — Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

    3. Время и пространство

    — Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
    — Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
    — Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
    — Покажи, где находится «право», а где «лево».

    4. Профессии

    — Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

    5. Искусство и спорт

    — Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
    — Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

    6. Правила безопасности

    — В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

    7. Мотивация

    — Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

    Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Психологическая готовность ребенка к школе

    Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Ниже приведены критерии, по которым можно определить, достаточно ли ваш малыш созрел морально.

    1. Первоклассник должен суметь начать общаться с одноклассниками и учителем. Даже если ребенок посещал детский сад, новое общество все-равно может стать для него трудностью.
    2. Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры.
    3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.

    Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

    Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

    Оценка развития познания

      1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
      2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
      3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
      4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
      5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

    Оценка базового опыта

      1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
      2. Был ли малыш в библиотеке?
      3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
      4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
      5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

    Оценка языкового развития

      1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
      2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
      3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
      4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
      5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
      6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
      7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
      8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

    Оценка уровня эмоционального развития

      1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
      2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
      3. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
      4. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

    Оценка умения общаться

      1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
      2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
      3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

    Оценка физического развития

      1. Хорошо ли ребенок слышит?
      2. Хорошо ли он видит?
      3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
      4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
      5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
      6. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

    Зрительное различение

      1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
      2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

    Зрительная память

      1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
      2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

    Зрительное восприятие

      1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
      2. Понимает ли он, что читают слева направо?
      3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
      4. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

    Уровень слуховых способностей

      1. Может ли ребенок рифмовать слова?
      2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
      3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
      4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

    Оценка отношения к книгам

    1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
    2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
    3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

    После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при определении готовности ребенка к школе.

    Тесты готовности ребенка к школе

    Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

    1 тест готовности ребенка к школе – Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

    Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

    Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

    1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
    2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
    3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
    4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
    5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
    6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
    7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
    8. Что бывает раньше – обед или ужин?
    9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    10. Кем работает твой папа, твоя мама?
    11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
    12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
    13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
    14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
    15. Что делает почтальон, врач, учитель?
    16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
    17. Ты хочешь пойти в школу?
    18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
    19. Каких животных ты знаешь?
    20. Каких птиц ты знаешь?
    21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
    22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
    23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

    Оценка ответов на тест готовности к школе

    За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

    К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

    • №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
    • №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
    • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
    • № 22 – за правильный ответ -2 балла.
    • № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

    Читайте также:  Какие мультфильмы лучше показывать детям

    Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

    2 тест готовности ребенка к школе – Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика

    Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

    Тест состоит из 4-х частей:

    • тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
    • копирование фразы из письменных букв;
    • срисовывание точек;
    • опросник.

    • Тест “Рисунок человека” 

      Задание “Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.Оценивание
      1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
      2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

      3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

      4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

      5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

    • Копирование фразы из письменных букв
      Задание“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
      Он ел суп. 

      Оценивание1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

      3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

      4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

      5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

    • Срисовывание точекЗадание“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.Оценивание1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

      3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

      4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

      5 баллов: каракули, чирканье.

      После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
      3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
      7-12 баллов – средний уровень;
      13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

    • ОПРОСНИК
      Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
      Задание может звучать так:
      “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

        1. Какое животное больше – лошадь или собака?
          (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
        2. Утром мы завтракаем, а днем…
          (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
        3. Днем светло, а ночью…
          (темно = 0; неправильный ответ = -4)
        4. Небо голубое, а трава …
          (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
        5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
          (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
        6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
          (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
        7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
          (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
        8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
          (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
        9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?
          (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
        10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
          (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1; на курицу = -3)
        11. Почему во всех автомобилях тормоза?
          (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
        12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
          (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
        13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
          (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
        14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
          (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
        15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…
          (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
        16. Какие ты знаешь транспортные средства?
          (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
        17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
          (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0)
        18. Почему люди занимаются спортом?
          (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
        19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
          (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
        20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
          (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

      Суммируем баллы.
      Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
      Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
      Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
      От -1 до – 10 – ниже среднего.
      От – 11 и меньше – низкий показатель.

      Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

    3 тест готовности ребенка к школе – Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.

    Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

    Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

    Задание
    Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

    Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

    Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.

    Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

    В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

    Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.

    Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

    Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.

    Через 2 минуты – следующее задание:

    Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.

    Должны получиться следующие узоры:

    Психологическая готовность ребенка к школе

    Оценка результатов

    Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

    Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

    4 тест диагностики готовности ребенка к школе – Лабиринт

    Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:

    Тесты готовности ребенка к школе
    Тесты готовности ребенка к школе
    Тесты готовности ребенка к школе

    5 Тест готовности к школе – “Чего не хватает?”

    Разработан Р. С. Немовым.

    Задание

    Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

    Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

    diagnostika-gotovnosti-k-shkole (7)diagnostika-gotovnosti-k-shkole (6)diagnostika-gotovnosti-k-shkole (5)diagnostika-gotovnosti-k-shkole (4)diagnostika-gotovnosti-k-shkole (3)diagnostika-gotovnosti-k-shkole (1)diagnostika-gotovnosti-k-shkole (2)     

    Оценка результатов

    • 10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
    • 8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
    • 4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
    • 2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
    • 0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

    6 Тест определения готовности к школе – “Найди отличия”

    Выявляет уровень развития наблюдательности .

    Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

    Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

    7 Тест психологической готовности к школе – “Десять слов”.

    Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.

    Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.

    Условие проведения теста – полная тишина.

    В начале скажите:

    Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке.

    Всего проводится 5 наборов слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов:

    Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь.

    Перед пятым предъявлением скажите:

    Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше.

    Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.

    Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)

    8 Тест готовности – “Чего не хватает?”

    Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.

    Используются игрушки, различные предметы или картинки.

    Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

    9 Тест “Четвертый – лишний”

    Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

    Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
    Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

    Подготовьте картинки или слова, например:
    изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
    кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
    стол, стул, кровать, кукла.

    Возможные словесные варианты:
    собака, ветер, смерч, ураган;
    смелый, храбрый, решительный, злой;
    смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
    молоко, сыр, сало, простокваша;
    мел, ручка, сад, карандаш;
    щенок, котенок, лошадь, поросенок;
    тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.

    Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

    10 Тест “Классификация”

    Исследование логического мышления.

    Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.

    Ребенку предлагается разлоджить кретинки ( предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки )

    Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ( “домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)

    11 Тест “Составление рассказа по картинкам”

    Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

    Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.

    Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.

    Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

    * * *

    Еще раз напоминаем, что:

    • все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры;
    • при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;
    • не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней;
    • сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы. При покупке такого пакета обратите внимание на набор методик, качество выполнения рисунков и издательство.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Описание как выявить готовность ребенка к школе

    -

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 09.00-10.00 13.00-14.00
    Вторник 09.00-10.00 13.00-14.00
    Среда 09.00-10.00 14.00-15.00
    Четверг 09.00-10.00 13.00-14.00
    Пятница 08.00-09.00 14.00-15.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie